Особенности государственной регистрации прав на садовый дом, созданный на садовом земельном участке
Особенности государственной регистрации прав на садовый дом, созданный на садовом земельном участке
С 1 января 2019 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 217-ФЗ), которым, в частности:
признается утратившим силу Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан (далее — Федеральный закон N 66-ФЗ);
исключаются из законодательства понятия «дачный земельный участок», «жилое строение», вводится понятие «садовый дом» (пункт 2 статьи 3 Закона N 217-ФЗ);
садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 23 Закона N 217-ФЗ);
виды разрешенного использования земельных участков «садовый земельный участок», «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» и «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными, земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками (часть 7 статьи 54 Закона N 217-ФЗ).
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным от 3 августа 2018 г. N 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 340-ФЗ) в Федеральный Закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ), государственный кадастровый учет созданных садовых домов и государственная регистрация прав на них должны осуществляться одновременно на основании заявления органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченного на выдачу разрешений на строительство. Заявление указанными органами подается в электронном виде, к заявлению должны прилагаться документы, перечисленные в п.1.2 статьи 19 Закона № 218-ФЗ.
Особенности данных изменений состоят в следующем. Строительство садовых домов осуществляется по согласованию с органом государственной власти или местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (далее — уполномоченный орган). Для этого в указанный орган до начала строительства застройщик (правообладатель земельного участка) направляет уведомление о планируемом строительстве с приложением необходимых документов. В течение семи рабочих дней уполномоченный орган должен рассмотреть представленные документы и направить застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров садового дома установленным параметрам и допустимости размещения садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и недопустимости размещения садового дома на земельном участке. Полученное уведомление о соответствии либо не направление уполномоченным органом в предусмотренные сроки уведомления о несоответствии считается согласованием строительства и дает застройщику право осуществлять строительство в соответствии с указанными параметрами. Указанное право сохраняется при переходе прав на земельный участок.
После окончания строительства застройщик должен направить в указанный орган уведомление об окончании строительства и иные необходимые документы.
Кадастровый учет и регистрация права собственности на построенный садовый дом, как указывалось выше, осуществляются по заявлению уполномоченного органа в срок не позднее семи рабочих дней с даты поступления от застройщика уведомления об окончании строительства садового дома при отсутствии предусмотренных
Градостроительным кодексом Российской Федерации оснований для направления застройщику уведомления о несоответствии построенного садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности. В случае ненаправления в установленный срок такими органом государственной власти или органом местного самоуправления указанного заявления о государственном кадастровом учете и о государственной регистрации прав застройщик вправе направить указанное заявление в орган регистрации прав самостоятельно.
Вместе с тем, Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 2 августа 2019 г., (далее — Закон N 267-ФЗ) с изменениями, внесенными Федеральным законом от 08.12.2020 N 404-ФЗ «О внесении изменений в статью 70 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и статью 16 Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон N 404-ФЗ), статья 70 Закона N 218-ФЗ дополнена частью 12, согласно которой до 1 марта 2026 г. допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта на основании только технического плана и, если в ЕГРН не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости, — правоустанавливающего документа на земельный участок. В этом случае сведения о соответствующем объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на земельном участке, указываются в техническом плане на основании проектной документации (при ее наличии) или декларации, указанной в части 11 статьи 24 Закона № 218-ФЗ. При этом наличие уведомления о планируемом строительстве садового дома, уведомления об окончании строительства садового дома не требуется.
При этом необходимо обратить внимание на следующее. Часть 12 статьи 70 Закона № 218 не содержат указаний о том, что положения данной нормы применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени, соответственно особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на садовые дома, установленные Законом № 267-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком. Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона N 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16 — 21 статьи 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации.
После 1 марта 2026 года правообладатели садовых земельных участков будут обязаны руководствоваться новым уведомительным порядком строительства объектов без каких-либо послаблений.